ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ  ГБОУ школы № 4 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО   УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического совета
ГБОУ школы № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга
  приказом директора

 

ГБОУ школы № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга

    Приказ № 38

 

от 04 марта 2019 г.

   

_____________________

     (Л.А. Командирова)

(новая редакция)


    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда», на основании Федерального закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии со статьей 13 Закона о запрещении массового распространения экстремистской литературы; Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Устава Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения  школы №4 Василеостровского района Санкт-Петербурга.

1.3. Деятельность библиотеки школы отражается в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании школы.

1.4. Цели библиотеки школы соотносятся с целями школы: формированием общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; их адаптацией к жизни в обществе; созданием основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формированием здорового образа жизни.

1.5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами, распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором школы.

1.6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

1.7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке школы и Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы.

1.8. Школа несёт ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

1.9. Организация обслуживания участников образовательного процесса библиотекой школы производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

1.10. Независимо от источника комплектования библиотека не включает в свои фонды документы, включенные в Федеральный список экстремистских материалов, опубликованных на официальном сайте Министерства юстиции РФ, в соответствии со ст.13 ФЗ №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

 

    2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ

2.1. Обеспечение для участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических работников, родителей обучающихся) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы   на   различных   носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски) и иных носителях.

2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.

2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя; обучение поиску, отбору и критической оценке информации.

2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

 

    3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Для реализации основных функций библиотека:

3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:

  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
  • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
  • аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе

(публикаций и работ педагогов гимназии, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);

  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.

3.2. Создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат в виде электронных каталогов;
  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.

3.3.   Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
  • содействует педагогическому коллективу и администрации школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (организация бесед, обзоров, праздников, просмотр видеофильмов, CD дисков).

3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий.

3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей обучающихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
  • консультирует по вопросам учебных изданий.

 

    4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

4.1. Библиотека включает следующие отделы: абонемент, читальный зал, фонд художественной, научно-популярной и учебной литературы.

4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.

4.3. Благотворительная помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета школы. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.

4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителем, школа обеспечивает библиотеку:

  • гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
  • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
  • современной электронно-вычислительной телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
  • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
  • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

4.5.  Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет заведующий библиотекой.

4.8. Режим работы библиотеки определяется директором школы и утверждается приказом по школе в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

  • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
  • одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
  • не менее трех раз в месяц — методического дня.

4.9. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с учащимися библиотека школы взаимодействует со школьными библиотеками и библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.

 

    5. СТРУКТУРА БИБЛИОТЕКИ

5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом школы.

5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.

5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы.

5.4. Заведующий библиотекой назначается директором школы, является членом педагогического коллектива.

5.5. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:

  • положение о библиотеке;
  • правила пользования библиотекой;
  • структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о библиотеке школы с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);
  • планово-отчетную документацию;
  • технологическую документацию.

5.7. Порядок комплектования штата библиотеки регламентируется уставом школы.

5.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.

5.9. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность.

5.10. Трудовые отношения работников библиотеки и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

 

    6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ

6.1. Работники библиотек имеют право:

  • самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о библиотеке школы;
  • проводить в установленном порядке уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
  • определять источники комплектования информационных ресурсов;
  • изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с Порядком учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда (от 8.10.2012);
  • вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки, по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);
  • иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней;
  • быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
  • участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

6.2. Работники библиотеки обязаны:

  • обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
  • информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
  • обеспечить организацию фондов и каталогов;
  • формировать фонды в соответствии с интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
  • совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
  • обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
  • отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
  • повышать квалификацию.

 

    7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ

7.1. Пользователи библиотеки имеют право:

  • получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
  • пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки:
  • получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
  • получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
  • продлевать срок пользования документами;
  • получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
  • участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
  • обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

7.2. Пользователи библиотеки обязаны:

  • соблюдать Правила пользования библиотекой;
  • бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
  • поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки;
  • пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
  • убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки;
  • возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
  • заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
  • полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.

7.3. Порядок пользования библиотекой:

  • запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;
  • перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
  • документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
  • читательский формуляр фиксирует дату выдачи документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку, максимальные сроки пользования документами:
    • научно-популярная, познавательная, художественная литература — 30 дней;
    • периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
  • пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей;
  • документы (энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре) выдаются только для работы в читальном зале.

7.4 Порядок обеспечения обучающихся учебной литературой:

Учебники, учебные пособия выдаются сроком на учебный год.

Учебники на класс выдаются классному руководителю.  Классный руководитель, принимая учебники, расписывается в «Журнале выдачи учебников» и выдает обучающимся или родителям.

Учебники, учебные пособия для учащихся надомного обучения выдаются учителю надомного обучения. Факт выдачи учебников из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку фиксируется в «Журнале выдачи учебников» и подшивается в конце года.

Родители (или обучающиеся) при получении комплекта учебников, должны проверить состояние полученных учебников. В случае обнаружения дефектов (порча текста, и др.) учебники можно заменить в течение трех рабочих дней.

В случае порчи или утери учебника родители (законные представители) обязаны возместить ущерб и сдать в библиотеку новый учебник, равноценный по всем выходным данным. Прием денежных средств за утерянные учебники библиотека не осуществляется.

 

    8. СПИСАНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ОБНАРУЖЕННОЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА

8.1 В целях запрета на хранение, распространение и использование экстремистской литературы сверку библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации проводить ежемесячно;

8.2 Включить в библиотечный фонд продукции, обозначенной в Федеральном списке экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, запрещено;

8.3 При выявлении в ходе ежемесячной сверки продукции, обозначенной в Федеральном списке экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, она подлежит исключению из библиотечного фонда;

8.4 Установить следующий порядок списания и утилизации экстремистской литературы, обнаруженной при формировании библиотечного фонда:

1) Обнаруженные в библиотечном фонде экстремистские материалы изымать из фонда и откладывать к списанию. Найденные материалы не подлежат выдаче пользователям;

2) При списании из библиотечного фонда экстремистских материалов составить в двух экземплярах Акт о списании;

3) Списание проводить в соответствии с Инструкцией̆ об исключении документов из фонда. Списанные издания передавать Комиссии по уничтожению документов, включенных в Федеральный список.

4) После уничтожения документов экстремистского содержания составить Акт. Нумерация Актов ежегодно начинается с 1. Акт составлять в двух экземплярах, один экземпляр передавать в бухгалтерию, второй̆ экземпляр хранить в библиотеке (подшивается к Акту на списание).