ПРИНЯТО | УТВЕРЖДЕНО | |
на заседании Педагогического совета ГБОУ школы № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга |
приказом директора
ГБОУ школы № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга |
|
Приказ № 38
от 04 марта 2019 г. |
||
_____________________ |
||
(Л.А. Командирова) |
(новая редакция)
-
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда», на основании Федерального закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии со статьей 13 Закона о запрещении массового распространения экстремистской литературы; Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Устава Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №4 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
1.3. Деятельность библиотеки школы отражается в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании школы.
1.4. Цели библиотеки школы соотносятся с целями школы: формированием общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; их адаптацией к жизни в обществе; созданием основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формированием здорового образа жизни.
1.5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами, распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором школы.
1.6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
1.7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке школы и Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы.
1.8. Школа несёт ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.9. Организация обслуживания участников образовательного процесса библиотекой школы производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
1.10. Независимо от источника комплектования библиотека не включает в свои фонды документы, включенные в Федеральный список экстремистских материалов, опубликованных на официальном сайте Министерства юстиции РФ, в соответствии со ст.13 ФЗ №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
-
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ
2.1. Обеспечение для участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических работников, родителей обучающихся) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски) и иных носителях.
2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя; обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
-
3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Для реализации основных функций библиотека:
3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
- аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе
(публикаций и работ педагогов гимназии, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
- осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
3.2. Создает информационную продукцию:
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат в виде электронных каталогов;
- обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
- содействует педагогическому коллективу и администрации школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (организация бесед, обзоров, праздников, просмотр видеофильмов, CD дисков).
3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий.
3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
- консультирует по вопросам учебных изданий.
-
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
4.1. Библиотека включает следующие отделы: абонемент, читальный зал, фонд художественной, научно-популярной и учебной литературы.
4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.
4.3. Благотворительная помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета школы. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителем, школа обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
- современной электронно-вычислительной телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.5. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет заведующий библиотекой.
4.8. Режим работы библиотеки определяется директором школы и утверждается приказом по школе в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
- одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
- не менее трех раз в месяц — методического дня.
4.9. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с учащимися библиотека школы взаимодействует со школьными библиотеками и библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
-
5. СТРУКТУРА БИБЛИОТЕКИ
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы.
5.4. Заведующий библиотекой назначается директором школы, является членом педагогического коллектива.
5.5. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:
- положение о библиотеке;
- правила пользования библиотекой;
- структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о библиотеке школы с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);
- планово-отчетную документацию;
- технологическую документацию.
5.7. Порядок комплектования штата библиотеки регламентируется уставом школы.
5.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
5.9. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность.
5.10. Трудовые отношения работников библиотеки и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
-
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ
6.1. Работники библиотек имеют право:
- самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о библиотеке школы;
- проводить в установленном порядке уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
- определять источники комплектования информационных ресурсов;
- изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с Порядком учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда (от 8.10.2012);
- вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки, по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);
- иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней;
- быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
- участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работники библиотеки обязаны:
- обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
- информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
- обеспечить организацию фондов и каталогов;
- формировать фонды в соответствии с интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
- совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
- обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
- отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
- повышать квалификацию.
-
7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки:
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
- продлевать срок пользования документами;
- получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
- соблюдать Правила пользования библиотекой;
- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
- поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки;
- пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки;
- возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
- заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
- полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
- запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;
- перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
- документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
- читательский формуляр фиксирует дату выдачи документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку, максимальные сроки пользования документами:
- научно-популярная, познавательная, художественная литература — 30 дней;
- периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
- пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей;
- документы (энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре) выдаются только для работы в читальном зале.
7.4 Порядок обеспечения обучающихся учебной литературой:
Учебники, учебные пособия выдаются сроком на учебный год.
Учебники на класс выдаются классному руководителю. Классный руководитель, принимая учебники, расписывается в «Журнале выдачи учебников» и выдает обучающимся или родителям.
Учебники, учебные пособия для учащихся надомного обучения выдаются учителю надомного обучения. Факт выдачи учебников из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку фиксируется в «Журнале выдачи учебников» и подшивается в конце года.
Родители (или обучающиеся) при получении комплекта учебников, должны проверить состояние полученных учебников. В случае обнаружения дефектов (порча текста, и др.) учебники можно заменить в течение трех рабочих дней.
В случае порчи или утери учебника родители (законные представители) обязаны возместить ущерб и сдать в библиотеку новый учебник, равноценный по всем выходным данным. Прием денежных средств за утерянные учебники библиотека не осуществляется.
-
8. СПИСАНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ОБНАРУЖЕННОЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
8.1 В целях запрета на хранение, распространение и использование экстремистской литературы сверку библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации проводить ежемесячно;
8.2 Включить в библиотечный фонд продукции, обозначенной в Федеральном списке экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, запрещено;
8.3 При выявлении в ходе ежемесячной сверки продукции, обозначенной в Федеральном списке экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, она подлежит исключению из библиотечного фонда;
8.4 Установить следующий порядок списания и утилизации экстремистской литературы, обнаруженной при формировании библиотечного фонда:
1) Обнаруженные в библиотечном фонде экстремистские материалы изымать из фонда и откладывать к списанию. Найденные материалы не подлежат выдаче пользователям;
2) При списании из библиотечного фонда экстремистских материалов составить в двух экземплярах Акт о списании;
3) Списание проводить в соответствии с Инструкцией̆ об исключении документов из фонда. Списанные издания передавать Комиссии по уничтожению документов, включенных в Федеральный список.
4) После уничтожения документов экстремистского содержания составить Акт. Нумерация Актов ежегодно начинается с 1. Акт составлять в двух экземплярах, один экземпляр передавать в бухгалтерию, второй̆ экземпляр хранить в библиотеке (подшивается к Акту на списание).